Пресс-релиз по фильму Эквилибриум
В Либрии всегда царит мир. Законы либрианской системы просты. Если ты счастлив, тебя арестуют. Если ты плачешь, ты – вне закона. Если ты читаешь контрабандную книгу или смотришь тайком на картину, ты совершаешь уголовное преступление. Пропускаешь прием «лекарства» - и твоя жизнь заканчивается
Это – шокирующий футуристический мир «Эквилибриума», острого, как бритва, триллера-боевика, мир, в котором эмоции были запрещены как первопричина преступлений и войн. Ради мира во всем мире жители принимают дневную дозу Прозиума, специально созданного наркотика, который отключает эмоции и уравнивает всех и каждого. Откажешься его принять – и отряд особого назначения, обученный жестоким самурайским приемам, начнет охотиться за тобой.
До сегодняшнего дня высокопоставленный правительственный служащий Джон Престон (Кристиан Бэйл) верил в эту систему. Сам был «винтиком» этой системы в качестве тренированного супер-специалиста (иначе называемых «клериками»), который ищет и уничтожает тех, кто не принимает таблеток. Но однажды он пропускает свой дневной прием наркотика – и открывает новый невероятный мир ощущений, который наделяет его неудержимым желанием бороться за свободу.
 
 
Сценарист и режиссер Курт Виммер («Афера Томаса Крауна») соединяет в «Эквилибриуме» научно-фантастическое предположение разума «Что, если…?» с изобретательным действием триллера, основанного на боевых искусствах. Он создает пугающую альтернативную реальность, которая заставляет зрителей не просто осмыслить, но и почувствовать, что переживает человек, который пробудился и ощутил впервые, что такое счастье, страх, любовь, ярость, и который взбунтовался против диктатора, изгнавшего из мира все эти эмоции.
 
В «Эквилибриуме» играют яркие молодые актеры: Кристиан Бэйл, Тэй Диггз и Эмили Уотсон.
 
 
 
 
В лучших традициях научно-фантастической прозы, изображающей идеальный мир будущего, в котором что-то совсем не так – «451 по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «1984» Джорджа Оруэлла, «Чудный новый мир» Олдоса Хаксли, «Особое мнение» Филипа К. Дика – «Эквилибриум» показывает совершенный мир с возведенными в абсолют человеческими ценностями. Это мир, в котором война – не более чем далекое воспоминание, где нет музыки, нет живописи, нет поэзии, где каждый, кто занимается этими искусствами, виновен в «чувственном преступлении», и наказанием за которое будет смерть. Здесь нельзя получить ответ на старый как мир вопрос: «Как вы себя чувствуете?» - потому что никаких чувств не осталось.
В этот мир сценарист и режиссер Курт Виммер помещает человека, разум которого только-только пробудился, а душа распахнулась, готовая для восприятия всех взлетов и падений эмоциональной жизни. И сейчас Джону Престону придется скрывать свои заново обретенные чувства от всего тоталитарного полицейского общества, и бороться за них, присоединиться к бунтарям-подпольщикам, чтобы организовать восстание.
«По своей сути, «Экилибриум» - это фильм о человеке, который впервые узнает, что такое ощущать», - говорит Виммер. «Футуристический мир Либрии - это условный антураж, на фоне которого мы хотели развернуть историю становления Человеческой личности. Несомненно, многое в фильме навеяно произведениями Хаксли, Оруэлла и Брэдбери, которые предлагали свои образцы общества будущего, но в этом фильме есть своя история, история человека, вновь открывающего в себе то, что, собственно, и делает его человечным».
 
Написать сценарий «Эквилибриума» Виммера подтолкнул его собственный опыт эмоционального пробуждения. Отвернувшись от претенциозности мира искусства после окончания школы искусств, он возвращал к жизни не только свою любовь к живописи, но и способность к глубоким эмоциональным реакциям. Он женился, у него появились дети, и только спустя какое-то время после этого он начал понимать, насколько бедна жизнь, посвященная только идеям, а не эмоциям.
«Я снимал с себя слой за слоем, - вспоминает он, - это было очень волнующее время в моей жизни, и мне захотелось написать об этом – о человеке, который совершил такое путешествие. И тогда мне в голову пришла идея Либрии, мира, в котором людей накачивают наркотиками до состояния полной отрешенности».

 
Прощупывая и пробуя свою идею, Виммер вдруг понял, что из набросков она складывается постепенно в единое целое. Его Либрия - это окостеневший, черно-белый (ведь цвет, в конечном итоге, пробуждает чувства) метрополис. Этим миром управляет таинственный диктатор, которого зовут «Вождем». Он укрепляет свою власть с помощью группы «Клериков» с замашками ниндзя, навязывая свое представление о мире путем химического контроля над всеми эмоциями. Элементы классической фантастики, немецкий нацизм и самурайские традиции Японии смешаны в эмоционально уравновешенном мире Виммера в такую форму, которая, при своей абсолютной новизне, внушает суеверный страх.
 
«Когда я писал сценарий, на меня произвели впечатление разные культуры, пропагандировавшие подавление эмоций – от религиозных орденов до самураев, которые следовали строгим, безличностным правилам, - говорит Виммер, - Так я развил идею общества, управляемого группой воинов-монахов, которые превратили себя в камни, и физически, и эмоционально. Но это не настолько далеко от нашей реальности, как кажется на первый взгляд. Стремление контролировать чувства человека распространяется и в нашем, современном обществе».
Чтобы сюжет фильма более соотносился с настоящими проблемами современного общества, Виммер разворачивает свою историю в неопределенном будущем. «Мне больше хотелось создать метафорическую модель настоящего, чем увлекаться детализацией фантастической страны будущего. В «Эквилибриуме» вы не найдете особенных чудес техники и модных компьютерных «наворотов». Моей задачей было больше рассказать о внутреннем мире человека, чем о том, что его окружает» - говорит режиссер.
 
Либрия в фильме – безусловно, сказочная страна. И все же, многие, кто читал сценарий, сразу же отметили параллели с миром, в котором мы живем. Эта история заставляет нас задуматься об уходящих из жизни ценностях, о потере ориентиров, о тенденции современного человека решать свои моральные проблемы фармакологическими средствами, вместо того, чтобы обратить взгляд внутрь себя.
 
 
 
 
«Эквилибриум» рассматривает общество, которому выгодно, чтобы каждый составляющий его индивид был слеп и не имел собственного мнения. Это, в какой-то мере, справедливо по отношению вообще к любому общественному строю и отчасти знакомо каждому из нас», - рассуждает продюсер фильма Лукас Фостер. «Фильм рассказывает о нравственном пробуждении человека и его попытке противостоять такому обществу и заведенным в нем законам подавления личности. Это история человека, рискнувшего сломать шаблоны и прочувствовать все до глубины души. Человека, готового измениться».Прочитав сценарий, который ему сразу показался очень перспективным, Фостер решил, что это как раз самый подходящий момент для режиссерского дебюта его автора - Курта Виммера. «Сценарий Курта был написан в таком необычном стиле, пропитан такими личностными переживаниями автора, наполнен явно воодушевляющими его образами и фантазиями, что, в конечном итоге, я решил, что никто другой не сможет претворить это произведение в жизнь лучше, чем сам Курт».
 
В работе Виммер оказался человеком, очень тонко чувствующим, на чем сделать можно сделать акцент, чтобы не бросалось в глаза другое, менее выгодное. «При таком небольшом бюджете, я сделал все, что мог, чтобы получился настоящий экшн. Все боевые сцены приходилось снимать одним дублем, так как у нас не было времени и средств, чтобы повторять их или воспроизводить на компьютере. Но это оказалось нам даже на руку, так как дало ощущение новизны на экране».
В фильме представлено совершенно новое искусство борьбы – Ган-Ката: стремительное и беспощадное соединение западного виртуозного владения огнестрельным оружием и восточного безупречного владения телом. «Гонконгские режиссеры додумались до того, что, если у человека есть две руки, то он может стрелять сразу из двух пистолетов. Я решил: а, почему бы нам не пойти дальше и не попробовать удержать сразу несколько пистолетов одновременно! Мне показалось, что соединение оружия с боевыми искусствами вполне органично, хотя никто до этого и не применял пистолетов в борьбе Ката».
 
«Эквилибриум» представляет в главной роли одного из самых перспективных молодых актеров Америки Кристиана Бейла. Он играет Джона Престона – сурового и преданного исполнителя чужой воли, чье жестокое обличье рушится, как оковы, когда он вдруг впервые чувствует в себе человеческие эмоции – страх, одиночество, а главное, любовь! Не желая возвращаться в старый свой мир, Престон должен найти способ разобраться со своими новыми эмоциями и в то же время скрывать их, чтобы исполнить миссию, которая, он знает, уготована именно для него – освободить Либрию от диктатора и вернуть людей к человеческой жизни.
Курт Виммер месяцами подыскивал подходящего актера на эту роль но, раз за разом, убеждался, что лучше Бейла ему не найти кандидатуры. «Я понял, что это именно то, что мне нужно, посмотрев фильм “American Psycho” (Американский психопат). Бейл играет там отрицательного персонажа, который, при этом, вызывает настоящую человеческую симпатию. Это качество, я знал, очень необходимо Престону, так как он сначала предстает перед нами почти чудовищем, и все же изначально зритель должен почувствовать в нем какое-то благородство и возможность измениться».

 
 
Бейла привлекла идея, что его персонаж должен пройти определенный путь – и в прямом и в переносном смысле – к тому, чтобы стать таким, каким он становится в финале. «За пять незабываемых дней своей жизни Престон превращается из отрицательного персонажа в положительного. От душевной черствости он приходит к широте души, способности чувствовать и сочувствовать, а потом еще и суметь скрыть это, чтобы не быть пойманным и добиться цели. Показать подобное превращение –вызывающая и интересная актерская задача, потому я и согласился участвовать в этом проекте», - рассказывает Бейл
Согласившись на эту роль, Бейл прекрасно осознавал, насколько сложно будет сыграть эмоции, когда персонажу никак нельзя их проявлять, чтобы не быть уличенным своими противниками. Это требовало очень чуткого и деликатного подхода к роли.

 
«Мы часами обсуждали с Куртом характер моего персонажа. Мы сразу же отказались от всяческих вариантов проявления эмоций в мимике, как это было принято в немом кино. Я попытался найти для своего героя такие акценты, которые были бы заметны зрителю, но отнюдь не нарочиты. Единственная, пожалуй, сцена, где я, как бы открыто призываю зрителей в свидетели глубокого внутреннего переживания Джона Престона – это сцена, когда он слушает 9-ю симфонию Бетховена и явственно осознает, что никто на земле не имеет права запрещать красоту»
 
Другая причина, по которой Бейл так заинтересовался проектом – это возможность вновь встретиться на съемочной площадке с Эмили Уотсон, с которой они недавно снимались вместе в фильме “Metroland”. “Эмили – удивительный партнер. Мне нравится с ней сниматься. А здесь, я подумал, для нас обоих будет шанс попробовать что-то новое».
В ходе подготовки к съемкам, Кристиан Бейлу потребовалось немало времени на серьезную физическую подготовку, ведь его герой – Джон Престон – один из лучших воинов Либрии. Для этого Бейла поручили опеке опытного тренера Джима Викерса, под руководством которого Бейл изучал японское искусство борьбы, а также мастерство владения оружием.
«В фильме есть несколько очень сложных сцен с драками и погонями, к которым мне пришлось усиленно готовиться. И, хотя для съемок в фильме “American Psycho” (Американский психопат) мне уже довелось познакомиться с японской борьбой, теперь мне нужно было усовершенствовать свои умения. Для этого я прошел двухмесячный курс обучения борьбе Дзюдо, и мне так понравилось, что я с нетерпением жду шанса показать то, чему научился еще в каком-нибудь фильме жанра экшн» - рассказывает актер.
«Нам повезло, что Кристиан оказался превосходным атлетом. Его тело обладает памятью профессионального танцора и с одного раза умеет запоминать сложные движения. Я искренне считаю, что никто другой не смог бы быть столь убедительным в боевых сценах, как он», - говорит режиссер.
Вместе с Бейлом в фильме снимается еще одна восходящая звезда американского кино Тэй Диггз. Режиссер выбрал его на эту роль, благодаря качеству, не очень-то приветствующемся в Либрии – его подкупающей улыбке. «Я понял, что я хочу, чтобы эту роль исполнял Диггз, когда увидел, как он улыбается. Это та самая улыбка, которая обладает зарядом в миллион мега-ватт, и которая тут же прошибает вас мыслью, что за ней очень много всего кроется. Такая черта подходит для нашего фильма, где люди не имеют возможности выражать себя, поэтому их характер должен просвечивать сквозь мелкие, но точные детали. Одна эта улыбка говорит о Тэй больше, чем, если бы я прочитал целую книгу о его биографии» - говорит Курт Виммер.

 
 
Диггз «прикипел» к этому сценарию с первой же страницы. «Мне понравилось сочетание фантастического окружения, схваток и трюков с серьезным сюжетом и метафорической историей. Мне близка основная идея нашего фильма, которая, на мой взгляд, заключается в том, что, если для человека нет ничего невозможного, если он раскрепостится и обретет душевную свободу». Для того чтобы лучше войти в этот воображаемый мир будущего, Диггз прочитал много классических произведений научно-фантастического жанра. Это, по его словам, помогло ему найти новый угол зрения на сценарий и явственнее ощутить, что, какою нереальной ни была бы фантастика, в центре ее всегда лежит реалистичная концепция.
Диггз видит своего персонажа как полную противоположность главному герою. Это человек, который любой ценой пытается сохранить заведенную систему. «Брендт – как бурлящий источник, который все время выбрасывает воду, но всегда на одну высоту. В нем постоянно кипят одни и те же страсти – гордость, властолюбие и гипертрофированные амбиции.
Чтобы они оставались на том уровне, который допускает закон, ему нужно сдерживать свои чувства. Но, все, что ему позволено будет делать, он будет стараться делать лучше всех, и если убийство в порядке вещей, то он будет лучшим киллером. Если бы Брендт был просто бесчувственным убийцей безо всяких эмоций, его неинтересно было бы играть. Но, когда под маской безразличия скрывается так много переживаний, - это уже серьезная актерская задача», - говорит Диггз.
В фильме также снимается двукратно номинировавшаяся на премию Оскар замечательная Эмили Уотсон. Роль Мэри О`Браейн, сумевшей растопить лед души Престона, - это дебют Уотсон в фильмах приключенческого жанра. Кому-то выбор именно этой актрисы покажется странным, но создатели фильма с самого начала представляли себе в этой роли именно ее. Продюсер Лукас Фостер вспоминает: «Мы с Куртом оба буквально помешались на Эмили. Мы ходили за ней по пятам. Я считаю, что никто другой не выглядит так убедительно на экране и буквально гипнотизирует зрителя. Именно такая сила воздействия нам нужна была в Мэри, чтобы люди поверили в то, что такой человек как Джон Престон мог измениться под ее воздействием.
«Меня восхитила в ней комбинация красоты с профессионализмом, искренностью и простотой. Она актриса, как говорится, «от бога», и ее присутствие на площадке заставляет всех поднимать собственную планку и стремиться достичь большего», - добавляет к этим словам Курт Виммер.
Как выяснилось, Уотсон давно увлекается научной фантастикой и фильмами с динамичным действием, хотя самой ей раньше не приходилось играть в таком кино. Она чаще изображала на экране драматических, готовых к самопожертвованию и глубокому самоанализу героинь. В роли Мэри О`Браен Эмили, по ее словам, нашла и что-то от своих прежних героинь и, плюс к тому, нечто новое для себя.
«В моей героине есть тот драматический нерв, который заставил меня взяться за эту роль. Кроме того, этот фильм дал мне очень ценный опыт в плане того, что такое экшн, трюки и спецэффекты, и какая точная и тяжелая работа артиста требуется в таком кино. Когда мы с Куртом работали над этой ролью, он убеждал меня, что основная эмоция моей героини – это страсть. Она так ненавидит диктат Вождя и режим Либрии, что своей страстной ненавистью разжигает любовь в сердце Престона. Не так важно, каким словом назвать те эмоции, которые они испытывают друг к другу, важно, что это настоящие живые чувства. Ведь, в конечном счете, и любовь и ненависть – это эмоции, а именно они и отличают человека от зверя» – рассуждает актриса.
Чтобы подвести итог, Курт Виммер там характеризует игру всего актерского состава, который он долго и тщательно подбирал вместе с продюсерами и ассистентами: «Сначала я, конечно, ужасно озадачил артистов, попросив их сыграть людей, которые не имеют чувств. Но тем ответственнее все подошли к своим героям и работали из всех сил, чтобы найти в них тончайшие грани и черточки характеров, проявляющиеся в полутонах и приглушенных красках. Это, несомненно, сложная, но, согласитесь, интересная и неожиданная задача для актера. Я считаю, что все без исключения, кто снимался у меня в «Эквилибриуме», справились со своей задачей на сто процентов».
 
 
«Эквилибриум» – это фильм, который заставляет задуматься. При этом, он был сделан так же, как фильм с захватывающими событиями и занимательными трюками. В работе над фильмом режиссера вдохновляли фильмы о самураях, лучшие образцы научной фантастики и футуристическая живописность некоторых европейских городов.
Фильм снимался в Берлине - городе, в котором испокон веков уживаются самые контрастные виды архитектуры: от ультра современной, яркой и эклектичной до суровой и аскетичной. Именно здесь режиссер нашел тот антураж, который наиболее соответствует его представлению Либрии.
Лукас Фостер вспоминает: «Мы искали нужные места в Бразилии, в трущобах Лондона, в подворотнях Парижа, в урбанистическом пейзаже нового Рима. Мы тщательно изучали творчество знаменитых архитекторов – Ле Корбюзье, Альберта Спиера и других. Но мы нашли все это в совокупности лишь в одном городе – в Берлине.
 
 
 
Курт Виммер отмечает, что хотя бы одно то обстоятельство, что Берлин – это колыбель фашизма, и эти дома и площади еще помнят след от сапог Гитлера – уже выделило этот город из всех других возможных мест съемок. «Архитектура Германии времен Гитлера явственно передает идею того, что общее целое – важнее, чем индивидуальное, а коллектив – важнее, чем отдельно взятая личность», - говорит режиссер. «Но в то же время, эта архитектура – памятник самой себе, так как после Второй Мировой Войны она умерла. Подобный стиль больше не развивался, и эти здания, будто повисли во времени. Именно такое ощущение, мне хотелось, чтобы производила Либрия».
 
В Берлине съемки проходили в Рейхстаге, вокруг Дворца юстиции, в метро, у Бранденбургских ворот… Актеры говорят, что такие места вдохновляли их, заставляли глубже чувствовать ход истории. «Удивительно было представлять, что мы находимся всего в нескольких метрах от того места, где была Берлинская стена, например…» – рассказывает Эмили Уотсон. «Ощущение прошлой катастрофы давало большой резонанс с тем материалом, с которым мы работали, и явилось плодотворным источником для новых творческих идей. Берлин – это место, где классическая архитектура –помпезная и старомодная – соседствует с виртуозно спроектированными новейшими конструкциями с огромными куполами и причудливыми спиралями. Лучшего фона, на котором разворачивались бы события нашего фильма, и найти было невозможно».
Над созданием огромной стены, которой обнесена Либрия, вместе с Куртом Виммером работал специалист по комбинированным съемкам Тим Макговерн. Обладатель премии Оскар за свою работу над фильмом “Total recall” (Вспомнить все), Тим Макговерн объясняет общую концепцию своей работы над фильмом: «Идея фашистской архитектуры – в том, чтобы заставить человека почувствовать себя мелкой крупицей по сравнению с подавляющим и грандиозным целым, которым является государство и его правительство. Этим принципом я и руководствовался, когда мы создавали стену вокруг Либрии в 75 футов высотой с гранитным девизом над массивными воротами: “Librium est Libertas” (Либрия – значит Свобода).
 
Над многочисленными спецэффектами в фильме – от разрывающихся в воздухе пуль до рушащихся стен, пожаров и вспышек выстрелов в темноте – трудился Ули Нецлер. Пожалуй, самым сложным спецэффектом, созданным мастером для этого фильма является сцена поединка между Престоном и Вождем. «Когда персонажи сражаются между собой в будуаре Вождя, силы противников настолько равны, что они предугадывают движения друг друга и стреляют в одну и ту же секунду. Их пули встречаются в воздухе и, взорвавшись от столкновения, разлетаются на мелкие кусочки. Этот эффект потребовал массы усилий – и в работе с реальными материалами и в доработке сцены на компьютере. Для меня лично это была маленькая победа, так как это один из приемов, ранее нигде не употреблявшихся в кино до «Эквилибриума».
Несмотря на тщательную проработку всех технических деталей, для Курта Виммера в центре внимания все же всегда остается человеческий характер. В заключение, процитируем слова Тэй Диггза, в которых в полной мере отражена концепция фильма: «Эквилибриум» – это фантастический триллер, который держит внимание зрителя за счет используемых в нем современных приемов и динамичного действия, но, при этом, заставляет его задуматься над серьезными проблемами и вопросами. Режиссеру легко было бы обойти все эти сложные внутренние противоречия и пойти по более простому пути - создания очередного массового зрелища, но тогда нам бы сейчас, собственно, не о чем было бы говорить и мы вообще вряд ли бы встретились в таком составе на этой съемочной площадке».

 
 
Мое кино
Обо мне
На главную
Эквилибриум
Кадры из фильма
Hosted by uCoz